Александр Левенбук: "У многих людей, как ни странно, ностальгия по тем временам"
____________
05.08.2014
Источник: Театрал
____________
С закрытием программы «Неделя» Марианны Максимовской (Рен-ТВ) эксперты заговорили о том, что в России окончательно наступили новые времена. Последний форпост журналистики, в котором содержалась позиция, отличающаяся от госпропаганды центральных каналов, – прекратил свое существование тихо, во время «мертвого сезона». Между тем, в последние месяцы по телепрограммам, по заявлениям чиновникам, по громким призывам к патриотизму, все больше заметен поворот на реставрацию былых советских ценностей. Почему это происходит и есть ли хотя бы малейшие основания скучать по тем временам – спросил «Театрал» у своих собеседников.
Александр ЛЕВЕНБУК, худрук театра «Шалом»:
– Государственная машина столько лет работала на советские порядки, внедряла ген рабства, что так просто его не изжить. У многих людей, как ни странно, ностальгия по тем временам.
Я четыре года готовил спектакль по Юзу Алешковскому «Карусель». Это очень талантливая книга об отъезде, причем связанная не только с миграциями евреев, она про наше недавнее советское прошлое. Написано много книг, но лучше Юза эту тему никто не раскрыл. Я четыре года готовил спектакль, начали играть – аншлагов нет. И вскоре мы спектакль сняли с репертуара. Кстати, некоторым зрителям не нравилось, что у нас Сталин отрицательный герой. И бывали случаи, когда во время действия кто-то из них вставал: «Сталин им не нравится!» – и с раздражением покидал зал.
Многие люди, к сожалению, не обучены думать – анализировать, сопоставлять факты. Однажды в Омске у таксиста я спросил: «Почему вы так скучаете по сталинскому времени. Вам-то что?» Он говорит: «Как что? Я член партии. И когда новая машина поступала, мне давали в первую очередь». А то что от рук Сталина погибли миллионы людей – водителя не беспокоит.
Я никогда не скучал по советскому прошлому. И когда говорят: «Сколько было хорошего!..» Да мало было хорошего. Просто все были молодыми и здоровыми. Многие даже не представляют, как глубоко советская власть испортила отношения между согражданами, развратила умы на десятилетия вперед. Раньше я думал, что во многие отрасли она не проникла. Но едва возглавил театр, понял, что ошибался: ген советского рабства везде и всюду. Например, проявляется он в том, что сегодня люди моего поколения не могут работать, поскольку не мыслят современно и не хотят учиться: они привыкли сидеть на работе и отбывать часы.
Я был воспитан папой так, что многое понимал про советскую власть.
И перестройку воспринял, как подарок – думал, ну вот, наконец, весь этот идеологический бред закончится. Но вдруг оказалось, что для огромного количества людей это является непреодолимым барьером. Их унижали, топтали, а они все равно хотят «как было». А как было – я могу рассказать.
Нас не выпускали за границу, нам многого не разрешали. И единственное теплое воспоминание о той власти связано у меня с курьезной историей, ставшей фактически ярчайшим примером абсурда. Был период, когда Лапин – глава радио и телевидения – запретил передавать песни Валерия Ободзинского, Вадима Мулермана, Нины Бродской, Ларисы Мондрус и многих других. Вместе с тем «Радионяня» существовала в тот же период вполне свободно, хотя в состав редакции входили Лившиц, Левенбук, Хайт, композитор Вейц и другие деятели русской культуры. Как же так получилось? Мы долго искали ответ. А потом друзья из Министерства культуры СССР нам объяснили: с тех пор, как у «Радионяни» начали выходить пластинки, миньоны, и к Лапину стали поступали звонки от окружения Брежнева: «Леонид Ильич интересуется, когда будет следующая серия – его внукам очень нравится». Поэтому «Радионяню» не тронули. Мало того, редактору детского вещания, к которой обращался Лапин: мол, как там «Радионяня», дали орден Ленина. Поэтому мы оказались в теплой ванночке, антисемитизм, оказывается, тоже был избирательный.
Недавно, кстати, показали ностальгический фильм о советских певцах, уехавших за границу. И Нина Бродская не выдержала, сорвалась и сказала: «Они мне жизнь поломали!» И это резануло, как острый нож. И правда. За что? Кому певцы мешали? А теперь скучаем по той жизни…
Виктор Борзенко
Генеральные партнёры
Партнёры
«Театр "Шалом"»